ДОМЖУР / domzhur.ru
новости / история / мероприятия

 

История Дома Журналистов

У Дома Журналиста благородное происхождение - он из княжеского рода Гагариных. На месте нынешних зданий - самого Дома Журналиста и его окружающих - более двухсот лет назад простирался большой парк с помпезным дворцом, как положено, с колоннадой, галереями, флигелями и службами. Пожар 1812 года уничтожил родовое княжеское гнездо у Арбатских ворот, чудом сохранился лишь один флигель. Надстроенный и неоднократно перестроенный, именно он сегодня именуется в обиходе кратко и нежно - Домжур.

Вслед за Гагариными домом владели другие, не менее достойные фамилии. В начале 19-го века особняк принадлежал знатной московской даме А.М.Щербиной, дочери княгини Екатерины Романовны Дашковой, выдающегося общественного деятеля времен Екатерины II, первого президента Российской Академии Наук.

Пожалуй, самый славный день в биографии особняка на Никитском бульваре - 20 февраля 1831 года. На балу у Щербиной в центре внимания были молодожены - юная Наталья Николаевна и Александр Сергеевич Пушкин. То был их первый выход в свет после венчания 18 февраля в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, можно сказать, по соседству. Да и квартира на Арбате - рукой подать. Именно в эти дни Пушкин пишет своему другу П.А.Плетневу: - "Я женат - и счастлив; одно мое желание, чтобы ничто в моей жизни не изменилось - лучшего не дождусь...". С 1836 года особняк переходит во владение графини Головкиной.

В 1872 году дом на Никитской прощается со своим дворянским прошлым. Его приобретает один из крупнейших представителей входящего в силу российского купечества Александр Никифорович Прибылов. Кстати, с его именем связана слава Москвы, как "Ситцевого града".

Последние владельцы Александр Семенович и Софья Алексеевна Макеевы спокойно дожили свой век в одной из квартир своего же бывшего дома № 8. Из всего наследия купца первой гильдии А.Н. Прибылова многолюдной семье оставили несколько комнат, коему чуду Макеевы не переставали удивляться до конца своих дней. Этот эпизод определяет и последующую атмосферу Дома - уютную и защищенную, несмотря на самые бурные и трагические события в стране.

В начале 1920 года одна из московских газет сообщала: "Дом печати размещается в особняке № 8 по Никитскому бульвару, имеет четырнадцать комнат, предназначенных для читальни, библиотеки, собраний кружков и занятий, столовую, буфетную, зрительный зал со сценой на 350 человек и т.д. В ближайшие дни Дом печати откроет свои двери для московских тружеников пера".

А еще через несколько недель, 3 марта 1920 года, "Известия" публикуют информацию: "Сегодня в 7 часов вечера, открывается Дом печати. Вступительное слово о задачах Дома сделает товарищ П.М. Керженцев (в те годы руководитель российского телеграфного агентства - РОСТА). Затем состоится беседа на тему "Из прошлого большевистской печати".

У колыбели Дома печати стояли А.В. Луначарский (именно его распоряжением особняк был отдан журналистам) и В.В.Маяковский, с первого дня и до конца жизни остававшийся членом Правления Дома.

"После официальной части - как вспоминал тогдашний секретарь Правления, кандидат философских наук А.Февральский, - собравшиеся перешли из зрительного зала в уютную столовую, где была устроена роскошная (по тем, совершенно голодным временам) трапеза, состоявшая из чая без сахара, кусочка черного хлеба, селедки и еще какого-то яства в таком же роде. Маяковский все потчевал нас, сидевших за одним столом с ним, селедкой, приговаривая: "Кушайте сельдя, замечательный сельдь!" Сельдь была у Маяковского и в быту и в стихах существом мужского рода..."

В 1920 В.Я. Брюсов читал здесь свою пьесу "Диктатор", в обсуждении которой приняли участие видные московские драматурги и режиссеры. А в конце 1920-го года Брюсов прочитал доклад, по тем временам смелый и неожиданный: о мистике и иррациональности в жизни и литературе. По воспоминаниям участников встречи, страстные споры окончились глубокой ночью.

Весной 1921 года в большом зале Дома печати проходила жаркая дискуссия об истоках и судьбах имажинизма, на которой был представлен весь цвет этого литературного течения: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич.

7 мая 1921 года, за три месяца до смерти, уже, будучи больным, Александр Блок в последний раз выходил к своим слушателям.

Отметим и такое памятное событие в жизни Дома: 19 февраля 1922 года в его стенах проходил первый и, кажется, единственный в стране литературный аукцион. Поэты читали стихи, и сами же продавали свои книги. Весь доход пошел в помощь голодающим Поволжья.
Любопытная деталь: на афише, извещающей о спектакле и аукционе, указывалось, что В. Маяковский "по ходу действия сделает сенсационное сообщение". И он его действительно сделал, объявив, что никто не покинет Дом печати без его разрешения, а это разрешение он даст только тем, кто пожертвует голодающим Поволжья".

Для Сергея Есенина, как и для многих других поэтов, Дом печати был родным. Тут впервые прозвучали многие стихи из цикла "Персидские мотивы" и здесь же состоялось его последнее публичное выступление в Москве. 25 сентября 1925 года он читал "Цветы". А через три месяца - 30 декабря - Москва здесь возлагала цветы на гроб Есенина. На фасаде Дома печати висел большой плакат: "Умер великий русский поэт".

Славу Дому печати создавали масштаб и уровень творческой жизни, протекавшей в его стенах. Трудно назвать такого известного актера, музыканта, ученого 1920-30 г.г., который обошел бы своим вниманием подмостки Дома печати. Здесь непременно давали концерты победители международных конкурсов, такие, как Лев Оборин, Давид Ойстрах и многие другие молодые исполнители.

В те же годы на всю Москву гремела слава Театра обозрений Дома печати. Им руководил В.Я. Типот, один из основателей театра Сатиры и театра Красной Армии. Заведующим музыкальной частью был Матвей Блантер. В манифесте театрального коллектива было сказано: "Мы - театр наполовину, наши корни в газетно-журнальной общественности".

Среди авторов Театра обозрений - В.Катаев, В.Масс, В.Ардов, Л.Ленч... На подмостках Дома печати получили признание такие авторы, как Б .Тенин, В. Лепко, Л. Сухаревская и другие.

Новое название Центральный Дом журналиста - особняк на Никитской получил в 1938 году. Его быстро сократили и стали называть по-домашнему ласково - "Домжур".

Сегодня культурную и общественную жизнь Москвы невозможно представить без "Домжура". Он как бы олицетворяет незыблемость основ нашего общества - Домжур сумел выжить и продолжал развиваться в труднейшие годы политических и экономических преобразований страны. Наверное, за это любят его журналисты, писатели, дипломаты, художники и музыканты.

На гостеприимной территории Домжура располагаются концертный зал на 182 места, старинные Мраморный и Каминный залы, уютные Розовая и Голубая гостиные, Интернет-зал, где проходят конференции с выходом в Интернет в режиме он-лайн.

Сегодня в Домжуре ежедневно проводится пресс-конференции, устраиваются международные "круглые столы", диспуты, творческие встречи, семинары, художественные выставки. Сохраняя традиции, Домжур проводит презентации новых изданий, книг, творческие вечера писателей и музыкальных коллективов. А вечерами неизменные концерты классической и джазовой музыки, зажигательного фламенко или цыганских напевов.

Кафе, два ресторана, пивной бар и бильярдные залы позволяют журналистам и их друзьям расслабиться и хоть на время забыть о творческих буднях.

новости / история / мероприятия / ссылки

 

Сайт посвящен Дому журналистов. Информация, представленная на сайте, принадлежит Дому Журналистов.